Яндекс.Метрика Хроники Арции: обсуждение цикла

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Хроники Арции: обсуждение цикла

Автор Ruslan, 26 августа 2017, 11:46

« назад - далее »

Ruslan

Решил немного удариться в ностальгию, вспомнив части этой неоконченной саги. Обсудить, поделиться впечатлениями, если кому-то будет интересно.

Темная Звезда
Читал сначала первую версию, с которой и началось знакомство с Камшей, а после переизданную в дилогии "Тарра: Граница бури" версию. В целом, редакция пошла книге на пользу: ушли лишние отсылки к Перумову вроде пролога, упоминания гномов, троллей и кентавров, сюжет избавился от множества досадных ляпов, более удачно подошел к описанному в дальнейших романах.
Спойлер
Например, Годоя не оставляют сидеть себе в башне, даже не догадавшись допросить: после ножа Ланки он валяется в коматозном состоянии. Причем сам Роман и говорит "разве оставил бы я вас с ним, будь он в сознании" что может служить авторской самоиронией над собственной наивность во времена первой версии романа.
[свернуть]
Часть терминологии, перегружающая читателя, ушла: к примеру, время вновь считают в часах, а не в орах. Если бы еще и календарь остался земным, было бы намного лучше, потому что когда события скачут по датам, утомляет каждый раз лезть в конец книги, чтобы понять, сколько месяцев прошло.
Конечно, объективно говоря, это самая слабая книга Камши из цикла. В ней даются наметки и персонажи, которые раскроются позднее, упоминается минимум пять сил, отметивших Тарру (не называя имен), но сама по себе она очень заштампована и небрежно написана.
Герои предельно разделены на черное и белое и лишены полутонов. Если добрые, то до сахарной приторности: даже упомянутая изначально ненависть Романа к гоблинам мгновенно исчезает при первой же встрече с Урриком. Рене описан как человек, не имеющий недостатков, хотя это частично можно списать на кровь богов. Но временами в сюжете начинается такая Санта-Барбара, что становиться смешно. Астен, впервые за сотни лет узнающий от брата, что
Спойлер
мать жива и у неё был роман с эльфийским правителем другого клана, а сам он выходит сводным братом
[свернуть]
напоминает индийское кино.
Чувствуется, что автору ближе несчастные женские персонажи: Лупе, Марита, даже Герика подкупают валящимися на их голову бедами. Мужские же шаблонны до ужаса, описания их эмоций выглядит предельно скупо. Да, я понимаю, что все - матерые воины, привыкли держать чувства в узде, но
Спойлер
когда гибнет Стефан, а нам даже не дают толком прочувствовать это, исключая наполненную пафостными размышлениями сцену в церкви
[свернуть]
это раздражает.
Вообще, переизбыток реплик без вставок между ними, особенно в переизданной версии, напоминает временами субтитры к фильму, который мы не видим. Нет, там все понятно, но все равно поток фраз выглядит слабо. И количество пафоса, клятв и громких фраз сильно портит впечатление. Любовь, что спасет мир, друг до гроба через 5 дней после знакомства...
Наибольшим промахом считаю даже не Годоя, который в переиздании хоть немного похож на живого человека, а не кромешное зло. Самым большим провалом вышла Ланка, мотивы которой мы толком не понимаем. Да, она обиженная, властолюбивая и истеричная девчонка. Да, рубины Циалы промывают мозги. Но не так же, что сразу надел и человек превращается в какое-то исчадие ада. Если Ланке было настолько плевать на отца, братьев, то надо было это хоть немного сразу передать.
Забавно, что в первом романе "зло" хитрее, а "добро" сильнее. Если обычно в фентези непобедимые темные силы удается обвести вокруг пальца, то тут все планы Годоя удаются, пока не оказывается, что против него древняя магия, происхождение Рене, талисманы Романа.
Но увы, в плане сюжета ощущается, что автор загоняла героев на ошибки едва ли не силой. Если с Годоем в переиздании еще пояснено, что его после реанимации охватил "вкус к жизни" в лице забав с Маритой
Спойлер
хотя зачем убивать брата Мариты, я все равно не понимаю, если её саму он оставил в живых, чтобы издевательски наслаждаться прислугой в лице какой-никакой Гардани
[свернуть]
, то обитатели таянского замка все, как один страдают тягой к суициду. Король Марко своей беспечностью губит Стефана, Шандер тащит с собой в свидетели какого-то придурка
Спойлер
а как еще объяснить, что его второй адьютант, сопровождая Ланку, потом видит её с ройгианцем, слышит "а, все нормально, мы там в тронном зале подрались немного, вы поубивали кучу людей и гоблинов, Шандер где-то собой жертвует - но ты не волнуйся. Я все не так поняла, отвези лучше письмо моей няньке". И везет же, даже не задавая вопросов, хотя в это время гвардия уходит из замка, а Шандер принимает неравный бой у тайных ворот
[свернуть]
. Если я еще могу понять, почему Роман не сказал Лупе о выжившем Шандере (не до того было, да и знать про чувства он не мог) то все остальное очень слабо вяжется. А под конец превращение сюжета в копию "Омена" с практически мгновенным же
Спойлер
убийством воплощения злого бога
[свернуть]
сильно снимают градус напряжения.
В итоге, как завязка к более интересным частям роман неплох. Но сам по себе, если честно, требовал бы больше правки, чем была осуществлена.

Ruslan

Несравненное Право
Как и первую часть «Хроник Арции», эту книгу я читал в двух версиях. Тем не менее, если с «Темной Звездой» переиздание пошло на пользу, то здесь ответ неочевиден. С одной стороны, многие ошибки исправлены. Лучше раскрыты прежде однозначно отрицательные персонажи: Годой, Марциал, Шаддур. Видно, что автор пыталась усилить неоднозначность, уходя от деления на черное и белое, сильно пропитавшее первый том. Хотя в целом не сложно заметить, что большая часть персонажей остались теми, кем и были: героями без страха и упрека или подлецами, каких свет не видывал.
С другой стороны, сокращение не пошло переизданию на пользу. Многие сцены просто выпадают, хотя в первой версии повествование было плавным. Мне кажется, этот огромный том надо было просто разделить на два, чуть дописав каждый: на моменте
Спойлер
захвата Годоем власти над Арцией
[свернуть]
можно спокойно поставить точку одной книги.
Чувствуется, что Камша ступила на один из своих будущих любимых коньков: описания битв в романе присутствуют в немалом количестве. Что еще важнее, они расписаны емко и понятно, до запредельной детализации «Отблесков Этерны» пока далеко. Иногда ощущается, что стиль хроникера не всегда уместен, хочется большего эмоционального усиления отдельных моментов, но в какой-то момент втягиваешься.
В этой части картина начинает оживать новыми красками. Мы узнаем легенду о таящемся в Сером Море зле, которое тысячи лет стояло за спиной своих марионеток. При этом информация подбрасывается фрагментами, что создает интерес: с какого-то момента прежний конфликт выходит на иной уровень. Расширена космология, хотя пока что на сцену вышла лишь часть сражающихся за Тарру сил.
Хорошо переданы как ощущения зловещей мистической атмосферы, присущей культу Ройгу, так и ощущения победы, за которой скрывается поражение. В переиздании попытка раскрыть культ через описание его структуры вырезана, и открытым остается, люди ли слуги Ройгу или уже нечто иное.  Финал умудряется быть давящим, трагическим, и при этом четко намекающим читателю, что прежняя черно-белая история подходит к финалу.
Конечно, в роман вошло много новых персонажей, но при этом подтягиваются и старые, незабытые ниточки. Такие незначительные персонажи вроде мужа Лупе или судебного мага Гортана Куи, в первом томе действовавшие мимолетно, здесь получают свои минуты славы.
По-прежнему сохраняется противопоставление хитрости антагонистов и силы героев. Годой выигрывает обманом и стратегией, положительные персонажи – больше магией, или сюжетными поблажками. Особенно в этом плане неудачно смотрится
Спойлер
Рене, разбудившей пожравшую первых богов тварь и наславший с её помощью огромную волну на вражеский лагерь.
[свернуть]
Если с моментами, где стратегия полководцев противостоит друг другу, никаких нареканий нет, то в таких ситуациях чувствуется авторская помощь одной стороне.
Очистившая разум с помощью простенькой эльфийской магии (да еще и косвенной, через вообще не для этой цели заколдованный Романом шиповник) Ланка смотрится по-прежнему неубедительно. Слишком сильные скачки из стороны в сторону, не дающие толком понять, что в ней собственное, а что наносное рубинами Циалы. Также раздражает, когда о смерти какого-то персонажа мы часто узнает постфактум. Если перечень погибших в масштабном бою еще можно сообщить после битвы, то когда мы узнает про смерть
Спойлер
Эарите, госпожи Тахены, которая непосредственно участвовала в детально показанном магическом противостоянии с аватаром Ройгу, где и погибла
[свернуть]
лишь в беседе с Лупе много страниц позже, это смотрится странно.
В целом же второй том подводит первый пласт сюжета к финалу, завершая историю весьма ярко и печально. Заметно, что мастерство автора со времен первой части возросло, второстепенные персонажи становятся глубже, а загадки выглядят достаточно интересными, чтобы ждать продолжения.

DeFoX

Цитата: Ruslan от 26 августа 2017, 11:46
Чувствуется, что автору ближе несчастные женские персонажи: Лупе, Марита, даже Герика подкупают валящимися на их голову бедами. Мужские же шаблонны до ужаса, описания их эмоций выглядит предельно скупо. Да, я понимаю, что все - матерые воины, привыкли держать чувства в узде, но это раздражает.

А не о чем там просто писать. Рамиэрль, хоть и живет среди людей, но человеком не является (причем даже в большей степени, чем отец и дядя). Да и в качестве эльфиского лазутчика, который не сидит на месте, у него нет привязанностей... А Рене типичный Марти Сью (как и Алва в ОЭ), мало того, что потомок богов и эльфов, так еще и везде был, всё умеет, что мог - уже потерял.
Спойлер
Да что там, Рене даже смерть не берет  [rus]
[свернуть]

Цитата: Ruslan от 26 августа 2017, 11:46
Самым большим провалом вышла Ланка, мотивы которой мы толком не понимаем. Да, она обиженная, властолюбивая и истеричная девчонка. Да, рубины Циалы промывают мозги. Но не так же, что сразу надел и человек превращается в какое-то исчадие ада. Если Ланке было настолько плевать на отца, братьев, то надо было это хоть немного сразу передать.
Именно так рубины мозги и промывают. У нас ведь есть нагледным пример того, как вся эта "оленщина" обработала куда более хорошего человека, чем Ланка  ???
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны

Ruslan

Почитал объяснение автора о том, почему цикл брошен. И веет от этого фальшью дальше некуда.
Допустим, книга была почти написана, но Камша разругалась с Перумовым и её удалила. Хорошо, я не буду цепляться за то, что это, по меньшей мере, поступок не писателя, а истерика какая-то. Уж черновик себе можно было оставить? Но потом сама же Камша говорит, что они объяснились, оказалось что они друг друга с Перумовым не поняли, но дескать книга удалена, второй раз в реку не войдешь и...
И это же полная ерунда. Если книга была написана, то все сюжетные ходы у автора остались в голове. Она могла бы сделать новую версию. Но скорее всего Камша просто не знала, как все завершить, потому что элементы меняющихся сюжетов в цикле прослеживаются чем дальше, тем больше. Возьмите, например, видения Романа о встрече с Белым Старцем и то, что в итоге вышло. В ту же копилку и Перумов, активно в ту пору призывающий Камшу оставить открытый финал. Может потому, что она ему призналась, что вообще не знает, как это завершить? Так что все бесконечное откладывание и погружение в Этерную может объясняться банально - что дальше писать, Камша просто не знала.

Рысенок

Я бы сказала, это ее вечная проблема. Чем дальше я слежу за опупеей с Этерной, тем сильнее ощущение, что как закончить ее она тоже не знает. Последнюю книгу нам обещали еще году в шестнадцатом, но потом по словам Камши, она поняла, что уже написанный вариант ее не устраивает и решила его полностью переписать. Переписывает до сих пор. Сколько там с тех пор "предпоследних" книг появилось я уже даже не знаю.