Яндекс.Метрика Рецензии и обзоры - Страница 3

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Рецензии и обзоры

Автор Яманэко, 05 марта 2008, 16:21

« назад - далее »

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review886.htm
Джордж Р. Р. Мартин «Ретроспектива II: Стеклянный цветок»
Каждый автор мечтает написать за свою жизнь хотя бы одну Книгу. Ту, которую будут перечитывать, которая станет будоражить умы годы спустя после ее написания. Джорджу Р. Р. Мартину повезло дважды: он сумел создать «Песнь льда и пламени»... и тем самым привлечь внимание к своим предыдущим книгам. Впрочем, «повезло» — слово не совсем удачное, и это ясно, когда читаешь двухтомную «Ретроспективу» — сборник его лучших повестей, рассказов, сценариев, предваряемых авторскими предисловиями. Из них-то и становится ясно, какую работу и какой путь проделал Мартин, чтобы стать «лучшим», «культовым», «классиком» и т. п.

Да и до выхода первого тома «Песни...» Мартин был известен — не в последнюю очередь благодаря рассказам. Во второй том вошли такие его знаменитые, отмеченные премиями вещи, как «Портреты его детей», «Стеклянный цветок», «Тупиковый вариант», «Шесть серебряных пуль».

Вместе с тем, на мой взгляд, этот том менее удачен, чем предыдущий. Судите сами: сюда вошли две повести из цикла о межпланетном торговце-биоинженере Тафе (весь цикл выходил у нас отдельной книгой), два сценария сериалов (занятные, но, увы, не более того), наконец, две повести из знаменитого межавторского цикла «Дикие карты», редактором-составителем которого был Мартин (первые тома уже изданы на русском). Наконец, «Межевой рыцарь» — повесть о мире «Песни...», выходила в сборнике «Легенды».

Итог: все же и «Рыцарь», и отдельные повести/рассказы очень и очень хороши, так что рекомендуются к прочтению всем любителям качественной прозы. Ну, а авторские предисловия заставляют по-новому взглянуть на «живую легенду современности» — остроумного, трудолюбивого, талантливого Дж. Р. Р. М.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review13.htm
Джордж Р. Р. Мартин «Дикие карты»
Что получится, если команда талантливых писателей, выросших на классических послевоенных комиксах и помешанных на старом кино, возьмется разработать мир для альтернативно-исторической ролевой игры? Возьмется всерьез, без дураков, так же ответственно, как за создание собственных оригинальных миров? Именно этим в начале восьмидесятых увлекся Джордж Мартин, которому некстати (или кстати?) попала в руки игра "Супермир". И не он один: среди его товарищей по несчастью оказались Роджер Желязны, Льюис Шайнер, Говард Уолдроп, Уолтер Йон Уильямс, Эдвард Брайант — далеко не последние фигуры в американской SF&F 1980-х. Зримым результатом этого увлечения стала серия антологий "Wild Cards".

История мира, который описывает команда Джорджа Мартина, кардинально разошлась с нашей 15 сентября 1946 года, когда над Манхэттеном был распылен ксеновирус "Такис-А", в просторечии именуемый "вирусом дикой карты". Как и положено в комиксе, этот вирус доставили на Землю злобные инопланетяне, собиравшиеся провести жестокий эксперимент над невезучими "братьями по разуму". Правда, на свободу его выпустили все-таки земляне, но это уже пустяки... Девять десятых зараженных почти сразу скончалось в жутких мучениях. Подавляющее большинство выживших превратилось в "джокеров", жутких уродов, кривых, косых, покрытых чешуей или хитином, слишком чувствительных к свету или вовсе незрячих... Вечных изгоев, обреченных на прозябание в резервации. И лишь одному из сотни повезло стать "тузом", настоящим суперменом, носителем самых неожиданных сверхъестественных талантов. Америка, а затем и весь мир, наполнились типами, умеющими летать, читать мысли, воспламенять взглядом предметы, завязывать узлом пушечные стволы, проходить сквозь стены и делать еще множество удивительных вещей, — на каждого вирус подействовал строго индивидуально. Супергерои и суперзлодеи сошли со страниц комиксов и поселились среди обычных людей...

Но США сороковых-пятидесятых — не Готэм-сити, а "тузы" с "джокерами" — не беспечные аристократы с железными нервами, помешанные на борьбе с преступностью. У каждого из них есть свои "скелеты в шкафу", свои слабости и страхи, воспоминания и надежды. Именно такими видят персонажей "Диких карт" Мартин и его коллеги. Как бы вам понравился Бэтмен, сидящий на амфетамине и взламывающий сейфы, чтобы прокормить семью? Или незаконный иммигрант Супермен, дающий показания печально знаменитой комиссии Конгресса по антиамериканской деятельности? Могущественные сверхлюди живут и действуют в реальном мире, в подлинной Америке 1940—70-х, с "охотой на ведьм", убийством Кеннеди, "Черными пантерами", хиппи, — именно в реалистичности происходящего заключается главная фишка, на которой держится антология "Дикие карты". Увы, реальный мир жесток к своим героям: судьбы большинства "тузов" драматичны, а зачастую и вовсе трагичны... В общем, сильный и чертовски интересный проект — жаль, что в России никто ни до чего подобного не додумался.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1985.htm
Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско»
Настоящая литература всегда рассказывает о людях, даже если ее герои — роботы или хоббиты с эльфами. И все-таки в настоящей научной фантастике, той самой, которая hard, есть произведения, где человек оказывается один на один с необычным и таинственным противником. Этот противник подчас затмевает других персонажей и сам превращается в главного героя; имя ему — Космос. Кто-то превращает его в сцену для лихих межпланетных гонок, кто-то снисходительно похлопывает по плечу: мол, нет ничего такого, что бы не было подвластно человеческому разуму — и Космос тоже будет наш! В этом, конечно, есть доля мальчишечьей самоуверенности; мудрея, человек смотрит на Космос совсем иначе, с вызовом, но и с осторожностью.

Так, как смотрел на него один из мудрейших писателей и мыслителей прошлого века — Станислав Лем. В своих книгах он не раз предостерегал человечество от слишком поспешных выводов и чересчур радужных планов по поводу освоения того безбрежного пространства, которое окружает нас всех. Именно загадкам, подстерегающим человечество в космосе, Лем и посвятил свой знаменитый цикл о пилоте Пирксе.


Рассказы из этого цикла он писал более десяти лет: первый был издан в 1959-м, а последний — в 1971-м. Из зеленого курсанта Пиркс постепенно превращается в настоящего профессионала, командора, пилота межпланетных рейсов. Каждый рассказ — своеобразный ребус, этакая шерлокхолмсовская головоломка. Вот только вместо людей-злоумышленников Пирксу «задает загадки» сам Космос. Этот противник находится вне представлений о добре и зле, вне этики и морали, они не применимы к нему, ведь все это — исключительно человеческие изобретения. Чтобы понять случившееся, Пирксу приходится оценивать его с точки зрения бесстрастной логики мироздания. Но при этом сам Пиркс не превращается в бездушную вычислительную машину, в каждой ситуации он чувствует и переживает, хотя иногда и вынужден принимать непростые решения...

Только в 1987 году Лем вернулся к своему персонажу: вернулся, чтобы в первой же главе умертвить, а затем — дать призрачный шанс на возрождение. Роман «Фиаско» — последнее крупное художественное произведение Мастера, и здесь Космос еще сильнее вторгается в повествование, оттесняя людей на второй план. Не раз и не два фантасты пытались представить, каким же будет контакт с Иными. Лем по-своему едко и прагматично показывает, что все эти радужные мечты не так-то просто осуществить.

«Фиаско» — роман, насыщенный идеями: здесь и освоение дальних планет Солнечной системы, и возрождение замороженных человеческих организмов, и межпланетные перелеты, и использование различных типов энергии, и теория «цивилизационных окон» в истории развития Разума, во время которых цивилизация еще способна на контакт... Современному читателю, привыкшему к многочисленным диалогам, будет нелегко — но игра стоит свеч. Помимо «умной» начинки, «Фиаско» поражает пейзажными описаниями (чего стоит один только поход по Бирнамскому лесу!) и динамичным сюжетом. При этом напряжение, заинтересованность читателя возникает не благодаря перестрелкам и погоням. Главный нерв «Фиаско» — попытка людей наладить контакт с диковинной цивилизацией планеты Квинты. Чем все закончится, предсказать несложно (название говорит само за себя!), но — как и почему?.. И когда возрожденный якобы-Пиркс, чтобы увидеть квинтян, разбивает биометром, как молотком, твердую скорлупу их дома, — победа это или поражение?

Итог: конечно, написанные несколько десятилетий назад, истории о Пирксе полны анахронизмов: здесь в ходу машинописные копии, фильмы на пленках и тому подобные милые древности. Однако главное осталось живым и ничуть не кажется литературным реликтом: идеи Лема, его персонажи, непростые ситуации, в которых оказываются люди, сделав шаг за пределы своей Ойкумены. Наверное, потому, что книги эти — именно о людях. Ну, и о космосе, конечно.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review2304.htm
Станислав Лем «Философия случая»
Польского писателя Станислава Лема нет нужды представлять, однако его философские труды известны далеко не всем. Одна из самых значительных работ фантаста в этой области — «Философия случая», первое издание которой увидело свет в 1967 году. Сам Лем считал ее второй (после «Суммы технологии») попыткой создать «общую теорию всего». Однако на этот раз писатель обращается не к инженерным технологиям, а к литературному творчеству, рассматривая его как еще один способ разумного преобразования Вселенной. Лем пытается описать законы развития литературы с позиции естественных наук, давая читателю методологию для дальнейших обобщений. Особенно интересны фрагменты, в которых писатель иллюстрирует применение тех или иных концепций на примерах из собственных произведений. Нас как бы допускают на «литературную кухню» автора — туда, где выпекаются настоящие шедевры.

Итог: великая книга великого мыслителя, но далеко не всякий сможет прочитать ее от первой до последней страницы.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1883.htm
Ник Перумов «Гибель Богов»
На дворе середина девяностых, и современному российскому фэнтези еще только предстоит родиться на свет. Авторами, доказавшими, что такая литература может пользоваться не меньшим спросом, чем переводное фэнтези, в скором времени станут Мария Семёнова и Ник Перумов. И если о «Волкодаве», особенно после выхода экранизации, знает вся страна, то роман «Гибель Богов» широкой публике известен чуть меньше, хотя жаркие дискуссии об этой книге не утихают уже больше десяти лет, и она в значительной степени степени определила будущее отечественного фэнтези.


Достаточно взглянуть на имя автора и источники его вдохновения (среди которых — и скандинавская мифология, и стихи Николая Гумилева), чтобы понять: первая часть «Хроник Хьерварда» не могла не стать событием. Впрочем, от чего бы ни отталкивался Перумов, все это стало лишь отправной точкой для истории, поражающей с первых страниц и не оставляющей равнодушным даже годы спустя после прочтения романа.

Одним из главных качеств хорошего романа можно назвать многогранность, которая заставляет перечитывать его раз за разом и постоянно отыскивать в нем что-то новое: скрытый доселе подтекст или любопытные нюансы, ускользавшие прежде. И здесь «Гибель Богов» даст сто очков вперед большинству современных фантастических книг.

С одной стороны, перед нами «роман взросления», рассказывающий о превращении ученика мага Хагена в идеальное оружие, выпестованное мятежным магом Хедином против Молодых Богов. Но эта история лежит на поверхности: копни чуть глубже — увидишь и альтернативную версию Рагнарёка из скандинавских легенд, и рассуждения о сущности порядка и божественной власти, и показ трех очень разных видов бунтарства. Иными словами, у Ника Перумова получилась книга, которая может и развлечь, и заставить задуматься, и совместить одно и другое — в зависимости от того, чего читатель ждет от нее.

Естественно, «Гибель богов» повествует о революции. Да о какой! О восстании против самих владык вселенной, которая вошла в историю фэнтези под названием Упорядоченное. Перумов отнюдь не идеализирует Хедина, Хрофта и Ракота, которым в итоге все-таки удалось под конец скинуть с небесных тронов бежавших от ответственности Молодых Богов. Хедин ради исполнения своих планов готов пойти на любые жертвы, пусть и помучавшись совестью. Хрофт алчет мести, а Ракот — так и вовсе призывает на Упорядоченное проклятие, которое будет аукаться на протяжении всего цикла об этой вселенной.

Нельзя забывать и о невероятных по размаху магических баталиях, подобных которым вы не найдете, пожалуй, ни в какой другой книге. Кто еще из писателей осмеливался не просто ввести в повествование персонажей, способных творить и уничтожать целые миры, но и дать им свободу воли? Истинные маги, Молодые Боги, Дальние и Древние силы регулярно сталкиваются в невероятных по накалу и красочности противостояниях.

Неудивительно, что «Гибель Богов», обладая таким внушительным багажом достоинств, стала одной из первых отечественных фэнтезийных книг, добившихся на заре жанра серьезного успеха. Это сейчас никого не удивляют тиражи многочисленных авторов фэнтези, имена которых подчас почти никому не известны. А в 1994 году рынок был оккупирован исключительно переводными книгами — и кто знает, не случись абсолютно заслуженного успеха «Хроник Хьёрварда», поднялся ли бы жанр до тех высот, какие мы наблюдаем сейчас. Хорошо это или плохо, но отечественные авторы уверенно вытесняют и давно уже превосходят по тиражам даже таких признанных мэтров, как Роберт Джордан, Анджей Сапковский и Джордж Мартин, — и заслугу Перумова в этом достижении сложно переоценить.

Итог: «Гибель Богов» — роман в более-менее стандартном для западного фэнтези условно-скандинавском антураже, но абсолютно русский по духу. В книге нет места пустым приключениям, а за каждой ее строчкой видится серьезный подтекст, который превращает просто увлекательный роман в настоящий шедевр — его можно перечитывать снова и снова.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review356.htm
Ник Перумов «Череп в небесах»
Не закончилось еще триумфальное шествие по книжным прилавкам очередного тома "Войны мага", а Ник Перумов уже отправляет в большую жизнь долгожданное окончание дилогии "Империя превыше всего". Две новые книги за год — оперативность, честно говоря, несвойственная одному из популярнейших наших авторов. Не отразилась ли такая скорость на качестве, тем более что демиург выступает на относительно новом для него поле космической фантастики? Опасения не подтвердились: "Череп в небесах" оказался ничуть не слабее первой части, "Черепа на рукаве", и наверняка придется по вкусу как поклонникам Перумова, так и любителям хорошей фантастической литературы.

В галактике назревает противостояние между Четвертым Рейхом, держащим под своим контролем большую часть обитаемых людьми миров, и отколовшейся Федерацией, борющейся за свою свободу. Есть в этой борьбе малоизученный и очень опасный фактор — биоморфы, что-то вроде биологического оружия массового поражения. Угроза становится еще более серьезной, если учесть, что сильные мира того не спешат объединяться против нее, а желают использовать биоморфов в своих личных интересах. В центре событий — планета Новый Крым, единственная сохранившаяся колония России. Главный герой — выходец с этой планеты Руслан Фатеев, офицер ненавистной имперской армии, оказывается способным спасти от полного уничтожения свою родину, а заодно и остальное человечество.

У Ника Перумова снова получилась очень качественная, захватывающая боевая фантастика. При этом нельзя сказать, чтобы боевой фантастикой второй "Череп" и исчерпывался. Загадки, тайны, человеческие отношения, немножко интриг и много ярких запоминающихся образов, — вот неполный перечень того, что читатели смогут найти на страницах "Черепа в небесах".

Особенно хорошо автору удались персонажи: самобытные живые личности, со своими идеалами, целями, методами. Несколько пресноватым на фоне других выглядит главный герой Руслан: уж слишком он положительный. С другой стороны, это сильная личность и Герой с большой буквы, так что преобладание в нем позитивных черт вполне обосновано. Обосновано и сверхъестественное, на первый взгляд, везение Руслана: он ведь Герой, а Герой просто не может быть неудачником.

Вместе с тем Перумову удалось сохранить объективность и не встать ни на одну из противоборствующих сторон. Автор позволяет каждому решить самостоятельно, кто ему ближе: блистательная и жесткая Империя, непримиримая и беспринципная Федерация, или же заговорщики — родители Руслана. Другая сторона мастерства писателя — изображение войны. Глазами Руслана мы видим все ужасы передовой — и в то же время война показана через призму средств массовой пропаганды враждующих сторон. Интересно, что при работе над книгой Перумов детально изучал боевые сводки из советских газет начала Второй мировой.

"Череп в небесах" дает ответы на все вопросы, оставшиеся у читателя после первой книги. Особо хочется выделить развязку интриги с происхождением биоморфов. Не вдаваясь в подробности, замечу, что биологическое образование Перумова определенно помогло ему в разрешении этой загадки.

Несмотря на нехарактерный для автора жанр, "Империя превыше всего" остается подлинно перумовским произведением. Многие высказываемые здесь идеи перекликаются с уже появлявшимися в цикле о некроманте Фессе. В частности, сохранился подход писателя к изображению человечества: это сильная, но совершенно безжалостная и всегда готовая к междоусобицам цивилизация.

Теперь Перумова можно причислить не только к ведущим отечественным авторам фэнтези, но и к крупнейшим нашим фантастам. Не зря на августовском "Евроконе" он был признан лучшим фантастическим писателем Европы. В общем и целом, доведенная до логического конца "Империя" стала подходящим поводом как познакомиться с автором впервые, так и узнать его ближе.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1822.htm
Ник Перумов «Семь зверей Райлега. Тёрн»
Ник Перумов — явление в отечественной фантастике уникальное. Этот писатель стал одним из основоположников фэнтези на постсоветском пространстве, а его романы уже более десяти лет удерживаются на вершинах всех рейтингов продаж. При этом автор и не думает почивать на лаврах, а постоянно экспериментирует со стилями, сюжетами и жанрами. Кто бы мог подумать, что после триумфального окончания грандиозной эпопеи о Фессе сотоварищи писатель представит на суд публики роман со всего лишь одной сюжетной линией, вагоном экшена и приключений, и минимумом эпичности?..

Казалось бы это шаг назад, чтобы не сказать деградация, — но лишь на первый взгляд. С одной стороны, в «Семи зверях Райлега» перед нами действительно предстает сравнительно простая история о походе группы героев, волей судьбы оказавшихся собранными вместе, по городам и весям мира, с не вполне ясной целью. Тут, впрочем, надо отметить, что и мир у Перумова получился не вполне типичный для фэнтези, с явной примесью паропанка. Да и команда героев, в которой нашлось место обаятельному демону-поэту, двум мечтающим вцепиться друг другу в горло дамочкам со сверхчеловеческими способностями, а также склонному к самовосхвалению циничному мастеру алхимии, вызывает неподдельный интерес.

Правда, главной звездой романа станут не они, а лидер группы и по совместительству центральный персонаж книги — таинственный борец со злом Тёрн. Этот герой стал полной противоположностью приснопамятному Фессу, что позволило писателю в некоторой степени вступить в полемику с самим собой. Там, где некромант выбирал «путь меньшего зла», то есть был готов идти на жертвы и компромиссы ради высшей цели, внешне напоминающий орка Тёрн хранит потрясающую верность принципам и до последнего готов отвечать добром на зло. И в то же время он не из тех, кто подставляет для удара вторую щеку.

Далеко не каждый автор обладает достаточным талантом и, главное, смелостью, чтобы в новом романе подвергнуть сомнению ценности, которых придерживались его герои на протяжении многих лет. Однако и на этот раз Ник Перумов не диктует читателю, что верно, а что — нет, предлагая каждому самостоятельно решать, философия кого из героев ему ближе. Но даже если альтруистичный Тёрн не придется вам по душе, вряд ли он оставит вас равнодушным — нечасто в фэнтези встречаются столь яркие личности. Хотя полутонов в характере Тёрна почти нет и ему вполне подойдет звание «паладин света», выписать такого героя, чтобы он не казался скучным и приторным, — не самая простая задача, с которой мэтр отечественного фэнтези блестяще справился.

К сожалению, в угоду выпуклости персонажей время от времени провисает сюжет, особенно когда дело доходит до чересчур пафосных диалогов, коих в романе немало. Как и во всех фэнтезийных книгах Перумова, магические схватки выписаны на высочайшем уровне, хотя и не столь эпичны, как мы привыкли: все-таки на этот раз среди персонажей нет богов и сопоставимых по могуществу сущностей. А вот хитросплетения сюжета, которые к этим самым схваткам приводят, могли бы быть и поинтересней, а то порой они начинают вызывать ассоциации с компьютерной игрой: герои выполнили квест, получили награду, нашли новую цель и отправились дальше по карте мира.

Впрочем, не будем слишком строги к первому роману «Семи зверей Райлега»: в конце концов, он только начинает цикл и мы пока еще плохо знакомы с действующими в ней организациями, силами и героями — неудивительно, что подчас их мотивации и цели остаются неясны. Да и что удивляться, если даже о прошлом и источнике впечатляющих способностей Тёрна до конца романа мы так почти ничего и не узнаем. Но ведь на перед нами и первый роман цикла, чтобы не раскрывать в нем все карты.

Итог: книга получилась в меру увлекательной и одновременно содержащей в себе несколько небезынтересных идей, которые наверняка не оставят равнодушными старых поклонников Перумова, даже если они не согласятся с новыми персонажами автора.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review2399.htm
Ник Перумов «Избранное из цикла «Я, Всеслав»»
В последние годы из уст священнослужителей и многих представителей нашей правящей элиты раздаются призывы вернуться к хорошо забытому старому, к исконному российскому наследию, к обретению национальной идеи. Правда, при этом никто не предлагает окунуться в прошлое глубже даты крещения Руси, хотя корни нашей цивилизации неразрывно связаны с языческими верованиями. По крайней мере, в этом уверен Ник Перумов. Что если противостояние Перуна и Христа происходило не только в форме столкновения религий, но и на метафизическом уровне? Именно такой вопрос ставит перед читателями новый сборник мастера.

В мире «Я, Всеслава» языческие боги большинства стран мира пали под натиском Белого Христа. Теперь могучий чародей, хранитель Русского Меча — артефакта, не раз спасавшего нашу землю от врагов, — вынужден скрываться в забытой глубинке, пока его родная страна превращается в младшего партнера Западного мира. Но не ждите всесокрушающего похода Всеслава против служителей Христа и поработителей России. Как Русский Меч не похож на обычный фэнтезийный магический клинок, которым можно рубить кого угодно, так и Всеслав не принадлежит к героям вроде Фесса или Хедина, побеждающим сотни врагов.

В рассказах сборника совсем немного действия, что нехарактерно для фэнтези Ника Перумова. Однако на этот раз писатель предстает в новой ипостаси: перед нами не мастер интриги или специалист по эпическим сражениям магов, а мыслитель, озабоченный судьбой своей страны. Не исключено, что многие не согласятся с идеями писателя, более того, возможно, у них возникнет желание до хрипоты спорить с автором, но уж точно книга не оставит читателя равнодушным, заставит задуматься.

Особенно любопытно то, как фантаст моделирует ближайшее будущее нашей страны. Хотя рассказы написаны еще десять с лишним лет назад, выглядят они весьма актуально. Перумов уловил многие тенденции развития России, продемонстрировав присущий лишь выдающимся фантастам дар предвидения. Конечно, в книге перед нами предстает чрезмерно мрачная картина грядущего: в реальности вряд ли на наших просторах появится миротворческий контингент НАТО, да и православный крестик на шее еще не превратился в обязательный атрибут гражданина России. Однако попытки церкви навязать обществу единую систему ценностей, ограничение правительством подлинной свободы, стремление США подчинить себе весь мир — все это налицо. Конечно, в последнее время об этом уже говорили разные фантасты, но Ник писал свои рассказы еще в прошлом веке!

К сожалению, сборник получился очень небольшим по объему: книгу можно с легкостью «проглотить» за час-полтора. Да и подзаголовок книги  — «Избранное из цикла» — не совсем справедлив. На самом деле, в сборник вошли не лучшие произведения о мире Всеслава, а все готовые рассказы. Остальные фантаст так и не дописал, что, конечно, не идет на пользу сборнику: он напоминает яркую мозаику, в которой недостает минимум половины элементов. Все же следует признать, что малая форма не конек Перумова и ему не удалось сказать все, что он мог, да и, наверное, хотел донести до читателя. Но даже эта неполная картина не оставляет сомнений, что тоска по родине и беспокойство о ее судьбе, постоянно сквозящие в словах давно живущего на чужбине Ника, — не игра на публику, а проявление искренних чувств. И это вызывает не меньшее уважение к писателю, чем его талант.

Итог: даже если вы причисляете себя к поклонникам творчества Перумова, нельзя гарантировать, что эта книга вам придется по душе — уж слишком она необычна для автора.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review563.htm
Ник Перумов «Война Мага, том 2. Миттельшпиль»
Спустя почти год после выхода первого тома "Войны Мага" на полках книжных магазинов появилась вторая часть этой масштабной книги, одной из самых ожидаемых в российском фэнтези. История подходит к концу, долгожданный финал похождений некроманта Фесса уже не за горами.

"Миттельшпиль" оказался одной из самых масштабных и внушительных книг Перумова. Уступает она в эпичности, пожалуй, разве что "Гибели Богов". Вызывает неподдельное восхищение то, с каким мастерством удалось автору на сравнительно небольшом количестве страниц уместить такое огромное количество персонажей, сюжетных линий, битв и интриг.

Фесс вступает в противостояние с сильнейшим Темным магом Эвиала, идет по следу мечей Клара Хюммель, маги Эвиала пытаются остановить инквизитора Этлау, обладающего неимоверной силой. Плетет сеть интриг хитроумный Архимаг Игнациус, а Император восстанавливает свое потонувшее в крови государство, не считаясь ни с какими препятствиями. И за всем за этим мы наблюдаем противоборство высших сил Упорядоченного: Неназываемого, Дальних, Хаоса, Падших и Новых Богов. Полем битвы стали Эвиал и Мельин.

Во втором томе "Войны Мага" есть практически все, чего может пожелать поклонник фэнтези. Сражения армий и магические поединки, проработанные образы персонажей и сложные повороты сюжета. Ну и, конечно, загадки, тайны. Куда же без них? На многие вопросы предыдущих книг цикла мы, наконец, получили ответы: о мечах, спрятанных Фессом, о Сфайрате и Кларе, о Храме Океанов... Некоторые из ответов внимательному читателю придется искать между строк.

Нельзя не сказать об оформлении. Это лучшая по качеству иллюстраций книга Ника. И дело даже не в том, что рисунки красивы. Они передают неповторимую атмосферу, созданную писателем.

Конечно, текст не лишен недостатков: порой автор начинает повторяться (что неудивительно для очередного продолжения старой саги), не все сюжетные линии читаются с одинаковым интересом. Но это не мешает наслаждаться хорошей книгой — поклонникам творчества Ника от "Миттельшпиля" невозможно оторваться. Перумову удалось создать более чем достойное продолжение "Хранителя Мечей" и заставить затянутый сериал заиграть новыми красками. Как всегда, "Миттельшпиль" обрывается на самом интересном моменте. А третий том придется ждать долго...

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review997.htm
Ник Перумов «Война мага. Эндшпиль»
Перумов — автор очень спорный, со множеством почитателей и недоброжелателей. Однако, как бы вы к нему ни относились, сложно не согласиться с тем, что ничего подобного циклу о приключениях некроманта Фесса — ни по размаху, ни по тщательности воплощения, ни просто по объему — в нашем фэнтези еще не было. И вот, наконец, писатель вышел на финишную прямую.

Третий том плавно подводит героев на те позиции, с которых они будут стартовать в финальной книге. Вряд ли кто-то мог предположить, что такие непримиримые враги, как Этлау и Фесс, или Император и Сежес, выступят плечом к плечу во имя единой цели. Тем более, вряд ли кто-то сейчас сможет с точностью предугадать, чем Перумов закончит историю. А когда цикл держит в напряжении до последних страниц — это говорит о многом.

Удивительно, но даже после стольких томов сериала некоторые герои предстают перед читателями совершенно по-новому. Вроде бы и ректора Анэто, и Сильвию, и Сфайрата мы давно знаем, как облупленных... Ан нет, им удается нас удивить! Что уж говорить о более таинственных персонажах вроде Эвенгара Салладорского или королевы Вейды, о чьих мотивах читателю остается только догадываться.

Продолжилась тенденция, начавшаяся еще в «Одиночестве мага»: события принимают все больший масштаб, в дело, уже не таясь, вмешиваются чуть ли не все великие силы Упорядоченного. Сюжет развивается одновременно на нескольких уровнях, многие сюжетные ветки начинают сближаться. В итоге линия Фесса, главного героя цикла, уже не выглядит центральной. Зато бывший воин Серой Лиги перестал терпеть одну неудачу за другой, и не просто ведет свою игру, но и начал в ней побеждать. Остается очевидным, что и Фесс своего последнего слова не сказал — ему еще предстоит сыграть ключевую роль в развязке сюжета, затянутого к концу «Эндшпиля» в тугой узел. Вместе с тем, мельинская линия с Императором в главной роли и некоторые интерлюдии по накалу страстей оставляют сюжетную ветку Фесса далеко позади.

В романе, как и положено, очень много действия, но даже относительно статичные эпизоды, в которых герои строят дальнейшие планы по спасению от неминуемой гибели, буквально проглатываются. Учитывая не слишком большой объем книги, читается она на одном дыхании, оставляя нас кусать ногти в ожидании заключительного тома с говорящим названием «Конец игры».

Третий том «Войны мага» — именно то продолжение, которого стоило ждать около двух лет. То продолжение, которое читаешь, потому что мир стал дорог, а герои воспринимаются как старые знакомые, с которыми не хочется расставаться, а не ради банального «чем же закончится?». Продолжение, которое читаешь и не можешь остановиться, хотя и понимаешь, что лучше бы растянуть удовольствие. Если Ник закончит все «Летописи Разлома» в том же духе, как написал «Эндшпиль», — а все предпосылки для этого имеются, — то нам останется только стоя рукоплескать его таланту.

Итог: эту книгу ждали и, без сомнения, прочтут все, кому небезразличны книги Перумова. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз сказать, как все плохо, и продолжить читать «столь нелюбимого автора». Но тех, кто не разочаруется, определенно, будет куда больше. Ведь книга удалась на славу.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1501.htm
Дэн Симмонс «Гиперион»
Почти все этапные произведения мировой литературы можно условно разделить на два типа. Одни, как «Властелин Колец» Толкина, открывают новые направления в творчестве, становятся основоположниками и законодателями жанра. Другие, напротив, подводят итог достижениям предшественников, превращаются в ориентиры как для читателей, так и для писателей. Именно среди таких книг в фантастике последних десятилетий ярким пиком высится «Гиперион» Дэна Симмонса.


...Галактическая Гегемония, планеты которой населяют потомки выходцев со Старой Земли, готовится к решающей войне с Бродягами. Пророчество гласит, что в эти последние дни на планету Гиперион должны отправиться Избранные, которые откроют тайну, связанную с Гробницами Времени и обитающим там чудовищным Шрайком. Отец Войт, носящий на себе таинственный крестоформ. «Мясник Южной Брешии», полковник Федман Кассад. Частный детектив Ламия Брон, хранящая в «петле Шрюна» кибрид английского поэта 19 века Джона Китса. Ученый Сол Вайнтрауб, для дочери которого время течет вспять. Престарелый поэт Мартин Силен, помнящий Землю. Истинный Глас Древа «Иггдрасиль», тамплиер Хет Мастин. Консул, человек без имени, дипломат и двойной агент. Все они встречались со Шрайком ранее — и только эта шестерка может разгадать тайну Повелителя Боли.

«Гиперион» — это несколько разных сюжетов, изящно спаянных автором воедино. Неспешная эпичность романа, основанная на жестко и емко выписанных деталях мира и характерах, не дает закрыть книгу и отложить ее в сторону. Тематический пласт «Гипериона» касается почти всего, о чем писали фантасты в двадцатом веке: здесь есть космические перелеты, колонизация планет, контакт с другими цивилизациями, путешествия во времени, гено-, био-, наноинженерия, искусственный разум, виртуальное пространство... Все это, сведенное под один знаменатель, не мешает друг другу и читается органично и целостно. С этой точки зрения «Гиперион» — некая «сумма фантастики» двадцатого века.

Что еще? Еще — тема, красной нитью проходящая через все произведения автора. Страдание и боль как неотъемлемая составляющая нашего бытия. Мученичество пастора Пола Дюре, терзания Сола Вайнтрауба, любовь Консула к навсегда потерянной для него Сири... Наконец, Шрайк — жуткая помесь вывернутой наизнанку «железной девы» и машины времени, которая как будто только что сошла с полотна Босха; одушевленное орудие пытки, наказывающее своих жертв на Древе Боли. Все это создает сильный эмоциональный фон книги.

Дэн Симмонс выделяется из общего ряда коллег не только мастерством и неординарностью. Бывший преподаватель английского языка весьма эрудирован в общекультурном, гуманитарном плане и прежде всего — в истории литературы. «Гиперион» — это роман не только о космических битвах и пришельцах из будущего. Немалое место в книге уделено литературной тематике. Один из главных героев романа — поэт Мартин Силен, чья жизнь и творческий путь подробно описаны автором. Английский стихотворец Джон Китс (само название «Гиперион» Симмонс заимствовал из его поэмы) действует в романе и как реальное историческое лицо, и как кибрид — клон, который контролируется искусственным интеллектом. Размышления о литературе и ее месте в человеческой культуре занимают немало места в книге, пересыпанной прямыми и косвенными отсылками к лучшим образцам мирового искусства.

Итог: серьезная философия в сочетании с мощной композицией текста, мрачными и сильными символами. Выпукло выписанные главные герои и интересные сюжеты. «Гиперион» — это произведение, которое достойно занять место не только в антологии фантастики, но и антологии мировой художественной литературы двадцатого века. Роман стоит прочитать каждому — хотя бы один раз. И — готов поспорить, что вы вернетесь к нему еще и еще.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review225.htm
Дэн Симмонс «Илион»
"В "Илиаде" есть всё!" — утверждает один из героев нового романа Дэна Симмонса "Илион". Слова эти относятся и к самому "Илиону": такого невероятного собрания существ, ландшафтов, литературных перекличек и идей, пожалуй, в фантастике давненько не встречалось. По названию ясно, что без поэмы Гомера не обойдется. К счастью, перед нами не очередная перепевка известных событий — но масштабное полотно, в котором "Илиаде" отведено ровно столько же места, сколько книгам Шекспира, Пруста, Браунинга, Набокова, Уэллса...

В романе три сюжетных линии, которые поначалу никак между собой не связаны. "Троянская" рассказывает о докторе филологии Томасе Хокенберри, который возрожден греческими богами, чтобы, подобно другим таким же специалистам, наблюдать за событиями знаменитой Троянской войны. Хокенберри может принимать облик любого из героев "Илиады", подслушивать разговоры других, он защищен от оружия смертных — но не от гнева богов, которые частенько убивают наблюдателей.

Вторая линия посвящена двум роботам-моравекам с Юпитера, которых отправляют с миссией на Марс: там замечена слишком высокая квант-телепортационная активность (н-да, едва не забыл: Марс-то терраформировали. Теперь он заселен маленькими зелеными человечками (!), которые устанавливают по всей планете огромные каменные головы). Моравеки созданы людьми для работы в экстремальных условиях — но при этом в них заложен интерес к человеческой культуре. Поэтому один из них страстно увлекается творчеством Шекспира, а другой — не меньше благоговеет перед Прустом.

Наконец, третья сюжетная линия выстроена "по мотивам" набоковской "Ады". Очень далекое будущее, малочисленные люди живут беззаботно и комфортно, но давно стали бездумными потребителями. 99-летний Харман не таков: он учится читать, путешествует по заброшенным областям, наконец, отыскивает Вечную Жидовку — женщину, которая помнит события полуторатысячелетней давности. Будут разрушены многие легенды, раскрыты многие тайны... но в результате появится еще больше новых загадок...

Симмонс — талантливый рассказчик, он постоянно держит читателя в напряжении и подбрасывает ему новые идеи, стоит только прежним более-менее "улечься" в голове. В 670-страничную книгу он вложил то, для чего иным авторам понадобились бы тома; впрочем, и у Симмонса история на этом не заканчивается. Впереди нас ждет, как минимум, "Олимп" ("у них" выходит в 2005) — а ведь Одиссей еще даже не думал о возвращении домой!..

Смихотвор

Тут что-то нет произведений Генри Лайн Олди...Не порядок. Напишу
Г.Л.Олди цикл романов и повестей "Бездна голодных"
Это один из первых романов этой замечательной дуэта, основного сюжета в книги как такового нет, но это компенсируется продолжительностью в романах. Действия разворачиваются толи в будущем нашего мира, толи в альтернативной реальности так и не ясно, но это не портит ощущения того мир. Жанр написания разумное фэнтези. Почему не просто фэнтези?Потому что сюжет этих романов словно раздача идей и мыслей. А что было бы если бы в нашем мире были бессмертные и звере, которые охотятся за ними. Дом пожирающий веру людей как голодный волк. Все это есть в этой серии, и она заставляет задуматься над некоторыми аспектами жизни, мира и других свойств нашего суждения.

Г.Л.Олди "Нопэрапон"
Действие разворачивается в мире мистической Японии в 15 веке когда уже оканчивал свой век Дзэами Дабуцу, драматург, управляющий театром Но, тогда еще начавшем развитие. Где сын этого знаменитого драматурга становится нопэрапоном(существом, способном "играть" других людей). И так в Харькове, где учителя каратэ расследуют одно дело. Это дело было об искусстве борьбы, способной убивать одним лишь прикосновением.  конец не удивит вас, но стоит почитать ради небольшого знания о той эпохи и об рассуждение цены мастерства.

Далее ничего не буду описывать, так как все сказано. Моя оценка 8 всех двух

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1317.htm
Ник Перумов «Война мага. Конец игры. Часть 1»
Сериал, начинавшийся как история одного героя — некроманта Фесса, по воле случая завладевшего парой могущественных артефактов, — уже давно перерос рамки обычного фэнтезийного приключения с непобедимым любимцем автора в центре всех событий. И тот фронт, на котором сражается бывший боец Серой лиги, теперь уже далеко не единственный и, пожалуй, даже не самый главный в «Войне мага». Чем ближе к концу, тем заметнее, что Клара и ее спутники, Новые боги с прислужниками, Анэто с Меганой, хитрый Архимаг и, в первую очередь, Император Мельина начинают играть все более весомую роль в развитии сюжета. По сути дела, «Конец игры» — это несколько романов под одной обложкой, нередко пересекающихся друг с другом, но в то же время почти независимых. До поры до времени: в финале они, конечно, сойдутся, и нас ждет феерическая битва. Правда, те мечи, из-за которых в свое время начался сыр-бор, отнюдь не станут решением всех проблем. И эта одна из главных идей, проходящих через весь цикл «Хранитель мечей»: не слепая сила или могучие артефакты, а воля и самопожертвование пусть и не очень простых, но все-таки людей — Фесса, Императора, Анэто — способны покачнуть часы весов, на которых решаются судьбы целых миров. Но и поклонники эпических баталий с применением самых изощренных заклинаний и божественных способностей не останутся разочарованными: пожалуй, ни один современный автор еще не выписывал финальную схватку так масштабно и напряженно, как Перумов в «Войне мага».

Поскольку одновременно развивается едва ли не десяток сюжетных линий, неудивительно, что основные главы и интерлюдии представляют собой достаточно разные по содержанию и настроению части. Порой это слегка раздражает: нелегко переключится с полных сражений и действия частей Клары на степенные раздумья Хедина или пространные беседы Фесса с многочисленными союзниками и противниками. Впрочем, Ник почти одинаково хорошо справляется со всеми эпизодами: выше всяких похвал как боевые сцены, так и очень глубокие и продуманные диалоги, способные увлечь не хуже любой битвы. В «Конце игры» каждый сможет найти что-то для себя, хотя особенно ярким, пожалуй, получилось у Перумова завершение истории Императора: финальные сцены с его участием, полные накала страстей и эмоций, можно назвать лучшими во всей книге.

Как и любой выдающийся роман, «Война мага» — книга очень многоплановая: в ней есть место не только разнообразным баталиям, но и вечным вопросам о цене и долге, глубоким внутренним переживаниям героев, и многому другому. Многочисленные поклонники творчества Перумова наверняка будут не раз ее внимательно перечитывать и обсуждать — как минимум, до выхода следующего романа мастера.

Вернется ли Перумов в Упорядоченное? Вопрос открыт. Хотя истории Фесса, Императора, Клары и других центральных персонажей «Хранителя мечей» автор рассказал полностью, сюжетные линии Хедина, Ракота, Спасителя, Дальних и Молодых богов еще далеки от завершения. Финальные строки «Войны мага» и послесловие к роману оставляют надежду, что мы все-таки узнаем, чем закончится битва за власть и саму жизнь Упорядоченного, — пусть и не в ближайшие годы.

В связи с этим сложно не заметить еще одно неоспоримое достоинство «Войны мага»: чем ближе к концу, тем медленнее ее читаешь. Хотя желание узнать, чем же все закончится, подгоняет вперед, грусть от скорого расставания с полюбившимися героями оказывается сильнее, и последние страницы книги медленно смакуешь, не желая, чтобы история завершилась. Но раз уж это неизбежно, то лучшего финала цикла, чем «Война мага», нельзя было и желать.

Итог: первый и единственный фэнтезийный сериал такого масштаба в России наконец окончен. И то, как элегантен, красив и продуман финал, не может не вызывать восхищения. Не говоря уж о том, что «Война мага» — просто одна из самых увлекательных и динамичных книг последних лет.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1386.htm
Ник Перумов «Война мага. Конец игры. Часть 2»
Роман должен был ответить на два животрепещущих вопроса: «Чем все это закончится?» и «Как это будет исполнено?». Первый волновал читателей, второй — исследователей и критиков. Сумеет ли автор грамотно закончить, слить воедино столь сложное полотно? Ведь, по большому счету, все части «Войны мага» служили лишь плацдармом, подготовительным этапом перед решающим столкновением всех и вся в Упорядоченном, намеченном именно на «Конец игры».


С читательской точки зрения к книге претензий нет: от нее невозможно оторваться, сюжет держит в напряжении до последней строчки, чувства персонажей переданы живо и достоверно, а Упорядоченное не хочет отпускать из своих тенет еще долго после завершения чтения, заставляя раз за разом мысленно возвращаться на просторы Мельина и Эвиала.

Все меняется, лишь стоит задуматься над вторым вопросом. Главным достоинством цикла было совмещение приключений тела, раскрытия внутреннего мира персонажей и пирамиды тайн, построенной автором. Именно этого лишен второй том «Конца игры»: вопросы большей частью нашли свои ответы в первой части, на долю же второй пришлось массовое побоище. Книга утратила внутренний баланс, что вкупе с не самым идеальным описанием боев несколько затрудняет восприятие идей автора и убавляет наслаждение от чтения. Это раз.

Против Перумова сыграла эпичность цикла. Масса персонажей, скрупулезность писателя в выписывании деталей, множество диалогов, где важно не то что каждое произнесенное слово, но подчас чуть ли не интонация, — все это не позволяет разом удержать в памяти весь цикл, а потому многие намеки между строк, объяснения, требующие вспомнить, скажем, разговор Фесса и Западной Тьмы, случившийся в одном из предыдущих романов, не всегда находят должный отклик у читателя. То, что раньше, в силу относительной локальности действия, было простительно, в последней книге, когда сюжетные линии и отдельные персонажи сошлись наконец в единую точку и читатель больше не может спокойно следить за происходящим, теперь слишком влияет на восприятие текста. Это два.

В предыдущих книгах Перумов показал себя мастером создавать тайны, — теперь он должен был продемонстрировать умение их раскрывать. Но вопросов оказалось слишком много, и подчас, в стремлении дать ответы читателю, автор вынужден был вставлять их куда ни попадя. Особенно гротескно смотрится сцена разговора Игнациуса и Эвенгара, когда первый уговаривает последнего, раз тому не жаль минутки, ответить перед дракой на пару вопросов. Это три.

При этом не может не радовать некий кивок автора в сторону «ружей на стенах». Раскрывая очередную тайну, Перумов выдает примерно следующий диалог:

— А зачем же они сделали это?

— Просто так. Им напакостить захотелось.


Вступили в конфликт и два умения автора — строить интересный сюжет и описывать реалистичные характеры. Временами, дабы привести героев в нужное место, подсказать какой-то ход, писатель вынужден был задействовать интуицию персонажей. В результате, подчас их «осеняло» в совершенно неожиданных местах. Это четыре.

И наконец, последний стилистический недостаток — пристрастие Перумова к масштабным действиям заклинаний, нечто навроде «земля вспучилась, море вышло из берегов». Удивляет одно — как в таких условиях хоть кто-то оказался жив.

Особую любовь у писателя вызывает ритуал самопожертвования во имя великих целей, подчас он делает такую жертву чуть ли не единственным способом остановить злодеев. Вызывает непонимание другое — Перумов настолько чтит предсмертные дела своих героев, когда те, словно осознав высшую истину, дабы остаться в ладах с собственной честью, совершают героические поступки, что готов за эти, безусловно, достойные свершения, простить им все предыдущие грехи.

Радует окончание — писатель решил не расставлять все точки над i, а лишь указал, что хоть эта история, этот раунд противостояния закончены, но жизнь продолжается, и перед каждым выжившим героем лежит своя дорога, и на пути встретится не одно приключение.

Итог: да, в отечественном фэнтези есть иные циклы, схожие по объему или претендующие на не меньшую эпичность, вспомним тех же Веру Камшу или Юрия Никитина. Но ни один другой писатель, работающий в жанре меча и магии, даже близко не сумел подойти по мастерству исполнения, глубине сюжетного замысла и живости персонажей ко вселенной, созданной талантом Перумова. В этом читателей в последний раз убедила последняя летопись Упорядоченного, — прекрасный пример для подражания тем, кто никак не научится завершать собственные бесконечные хроники. Более того, «Конец игры» — не просто окончание цикла, это блестящая точка в истории целой вселенной.

Читая эпилог, переворачивая последнюю страницу романа, словно прикрываешь дверь в нечто близкое и родное, прощаешься с уходящими в прошлое друзьями и как будто пережитыми самим собой приключениями. Не удивлюсь, если сыщутся романтически настроенные читатели, которые, окинув взглядом завершенную историю Новых Богов, Хранителя Мечей и Императора Мельина, пустят скупую слезу и посмотрят полным зависти взором на тех, кому еще только предстоит впервые погрузиться в творчество Перумова.